По благословению Высокопреосвященнейшего
митрополита Тверского и Кашинского Саввы

Евангелие от Марка 61 зачало (глава 13 со 24 по 31 стих)


24Но в те дни, после скорби той, солнце померкнет, и луна не даст света своего, 25и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются. 26Тогда увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках с силою многою и славою. 27И тогда Он пошлет Ангелов Своих и соберет избранных Своих от четырех ветров, от края земли до края неба. 28От смоковницы возьмите подобие: когда ветви ее становятся уже мягки и пускают листья, то знаете, что близко лето. 29Так и когда вы увидите то сбывающимся, знайте, что близко, при дверях. 30Истинно говорю вам: не прейдет род сей, как всё это будет. 31Небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут.

В предлагаемом евангельском чтении мы вновь слышим пророчества о Втором Пришествии Спасителя. Христос опять возвращается к этой теме, ибо она очень волновала учеников. Начиная с первых христиан, тема Страшного Суда пронизывает все последующие века христианской истории, став поистине неисчерпаемой. Христос рисует картину некоего духовного томления человечества в конце времён. На смену царящих тяжести и скорби придут необычные астрономические явления, «солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются». Мы не можем сказать точно, что произойдёт с нашей солнечной системой, но, по всей видимости, речь идёт о некоем нарушении действия законов вселенной, в силу которого планеты утратят своё обычное местоположение. Прекращение нормальной жизнедеятельности солнца повлечёт за собой исчезновение луны, отражающей солнечный свет. Несомненно эти космические явления вызовут глубокие перемены в жизни человечества, и одновременно будут предвестниками Второго Пришествия. Образы космических катаклизмов  призваны показать, что второе явление Христа своей грандиозностью будет кардинально отличаться от первого. «И тогда Он пошлет Ангелов Своих и соберет избранных Своих от четырех ветров, от края земли до края неба». Силой посланных Ангелов перед лицом Христа будут собраны все люди, когда-либо жившие и живущие на земле, но далеко не все они смогут войти в открывшееся Царство. В Евангелии подчеркивается неожиданность наступающего дня Суда. Спаситель не дает никаких конкретных указаний о «временах и сроках», и не предлагает каких-либо способов календарного вычисления конца времен, но говорит о внимании к предвестникам наступающих событий, используя понятный всем образ. «От смоковницы возьмите подобие: когда ветви ее становятся уже мягки и пускают листья, то знаете, что близко лето».  Но не следует возбуждать нездоровый ажиотаж вокруг темы Второго Пришествия, как уже неоднократно бывало в истории. В Московии 1492 год считался последним годом существования Вселенной. По библейскому летоисчислению в этот год исполнялась апокалипсическая седьмая тысяча лет от сотворения мира считавшаяся окончанием мировой истории. В связи с этим на 1493 и последующие годы не высчитывалось даже празднование Пасхи. Наши предки совсем забыли, что ветхозаветные даты носят скорее символический характер, нежели имеют конкретный исторический смысл. Однако их приняли за реальные, и вся Русь ожидала Второго Пришествия. Но Христос не пришёл, и наши предки начали жить дальше. Примерно, то же самое было в 1666 году. Казалось трижды повторяющаяся цифра шесть, говорила сама за себя. Но Христос вновь не пришёл. Главная ошибка людей пытающихся вычислить очередную дату конца света заключается в их маниакальном интересе к тому, что будет здесь на земле! Но ведь каждый из нас знает, что рано или поздно мы все умрём. Главный интерес заключаются в том, что будет за порогом смерти, какими мы уйдём туда! «Не бойся смерти, говорит святитель Димитрий Ростовский, но готовься к ней, проводя святую жизнь». Друзья задумаемся над этими словами. Храни вас Бог!

Иерей Андрей Андронов


Навигация

Система Orphus