По благословению Высокопреосвященнейшего
митрополита Тверского и Кашинского Саввы

Мария Гвоздева. Исповедническая жизнь иеромонаха Варсонофия


Память об иеромонахе Варсонофии (в миру Антонов Василий Давыдович) и сегодня живет среди верующих Удомельского, Бологовского и Вышневолоцкого районов. Еще при жизни своей духовностью он стяжал особую любовь и признательность людей. В годы лихолетий и гонений Господь даровал Тверской земле молитвенника «из обители преподобного Сергия» и предстателя перед Богом за тех людей, которые оставались верными церкви до конца своих земных дней.  Необычайная любовь и дух мира, данные ему Господом, способствовали тому, что люди видели в нем не просто старца-утешителя, но и столп истины православия в годы гонений и испытаний для верующих.

По воспоминаниям тех, кто знал иеромонаха Варсонофия, «о.Варсонофий не боялся гонений за веру, всегда ходил в рясе, клобуке и с крестом на груди»; «о.Варсонофий был горячий молитвенник, всегда находился на службе Богу, молился день и ночь»; «был он для людей помощником и утешителем»; «прозорливым был батюшка, что говорил, то и сбывалось»; «не всех принимал к себе в келью для духовных бесед, духовным зрением видел он, какой человек идет к нему»; «о.Варсонофий был достаточно строгий, хоть и добрый»; «добрый был монах и очень любил детей»; «многих батюшка вылечил от разных болезней, говорил, какими травами и от каких болезней надо лечиться, ходил к тем, кто болен, навещал их, соборовал, исповедовал, причащал»; «мастер был на все руки, чинить и мастерить мог что угодно». - Таким остался в памяти людей этот священнослужитель, которого еще при жизни почитали как святого.

Он родился 4 апреля 1870 года в деревне Пантелеево Кимрского района Тверской губернии в крестьянской семье. Родители - Давид и Евдокия были благочестивыми людьми и совершили пешком паломничество на Святую землю в Иерусалим. Будущий монах окончил двухклассную сельскую школу. Отец, будучи плотником, передал сыну свое мастерство. После смерти отца в 1904 году мать и сестра приняли монашество. Он также выбрал служение Господу и в 34 года был принят послушником в Пустынь Святого Параклита Свято-Троице-Сергиевой Лавры (Гефсиманский Черниговский скит) под руководство старцев Порфирия и Варнавы. Через два года был пострижен в монахи с именем Варсонофий. В 1911 году стал иеродиаконом, а еще через два года – иеромонахом. После закрытия в 1929 году Гефсиманского скита продолжил служение в Ригодищенском женском монастыре Тверской епархии. Через год, в сентябре, после закрытия монастыря, переехал в деревню Сеглино Бологовского района, где служил священником. 6 декабря 1937 года по доносу был арестован, обвинялся в том, что «будучи враждебно настроен против Советской власти, среди населения проводил контрреволюционную агитацию, распространял антисоветский религиозный дурман среди граждан и школьников, вел работу против выборов в верховный Совет СССР и срывал работу в колхозах…».

Суровые условия в тюрьме и допросы были еще одним испытанием для иеромонаха Варсонофия. Он не прекращал возносить молитвы Господу и в уголке тюремной камеры. Через год уголовное дело было прекращено и 29 декабря отца Варсонофия освободили из-под стражи. Как записано в деле НКВД, «конкретные факты в контрреволюционной агитации Антонова не подтвердились, следствием установлены лишь факты религиозного фанатизма Антонова». Дело было сдано в архив, где сохранилось до наших дней.

Несмотря на уголовное преследование как «врага народа» по расстрельной статье, заключение в Вышневолоцкую тюрьму, отец Варсонофий остался верен Богу и Церкви.

После тюрьмы он вернулся в Бологовский район. Маленькая избушка иеромонаха на краю деревни Алатовщина была центром духовной жизни десятков тысяч людей, проживавших в нескольких районах Тверской и Новгородской губерний. Еще преподобный Серафим Саровский завещал: «Стяжи Дух Мира, и вокруг тебя спасутся тысячи». Этот совет преподобного старца во всей полноте исполнил иеромонах Варсонофий. Его наставления помогали справиться с бедой и нуждой. Сила его молитвы могла вдохновить отчаявшегося в жизни человека. Его любовь к детям поистине созвучна словам Христа: «Будьте как дети…». Он своими руками с молитвой мастерил игрушки. А временами присматривал за детьми по просьбе родителей, играя с ними, был не только воспитателем, но и другом. Иеромонах Варсонофий стяжал такую любовь, что взрослые и дети с большим уважением относились к нему как к священнику, несмотря на то, что вокруг возносилась хула на Бога и служителей Церкви Христовой.

Проживая в деревне Алатовщина (домик, в котором он жил, сохранился по сей день), о. Варсонофий принимал до сорока посетителей в день. Они пробирались к иеромонаху потаенными тропами, порой сутками находились в лесу, под обрывом реки, ожидая встречи со священником. Многие приходили к нему со своими заботами, горем. Он принимал и помогал - кому советом, кому наставлением, был помощником и утешителем. Во время войны и после люди приходили, чтобы узнать о судьбе без вести пропавших родственников. Сейчас еще живы те, кто общался с иеромонахом Варсонофием. Сегодня уже дети, внуки и правнуки тех, кто находил у старца утешение, делятся с ним своими радостями и печалями, просят у него помощи, заступничества и совета.

Умер старец 7 июля 1949 года, на 79-м году жизни. По воспоминаниям очевидцев, «…когда хоронили, скорбь народная была велика…». Отец Варсонофий знал дату своей кончины, он заблаговременно изготовил для себя гроб, крест на могилу и выбил на камне эпитафию: «Варсонофий». Верующие все эти годы хранят о нем светлую молитвенную память.

Проповедуя Евангелие своей жизнью, иеромонах Варсонофий был уважаем даже своими врагами, которые при жизни называли его «святым». Молясь по ночам, связанный тяжелыми веригами, а днем выполняя нелегкую работу, он бескорыстно помогал людям. Он, как послушник без монастыря, послушался Господу нашему как Игумену, исполняя во всей полноте свой монашеский подвиг.

Духовное наследие иеромонаха Варсонофия побудило к сбору материалов для его всенародного почитания и прославления. По благословению архиепископа Тверского и Кашинского Виктора (ныне митрополита), с 1999 года начался сбор материалов для жизнеописания иеромонаха Варсонофия. Это доброе дело начал архимандрит Аркадий (Губанов), наместник монастыря Нило-Столобенской пустыни, который в то время был благочинным Удомельского округа и настоятелем Князь-Владимирского собора в Удомле.

Не сразу удалось получить документальное подтверждение дат рождения и смерти отца Варсонофия, основных фактов его биографии, дела НКВД. Но благодаря широкому народному почитанию, ежедневной молитвы, труды исследователей завершились успехом - были собраны необходимые документы, свидетельства и воспоминания верующих о жизни и почитании этого Угодника Божия. Материалы собирали клирики и миряне Князь-Владимирского собора г.Удомли. Рабочую группу возглавил священник Петр Губанов, настоятель Князь-Владимирского собора, благочинный Удомельского округа. Уже подготовлено «Жизнеописание иеромонаха Варсонофия» в комиссию по канонизации святых при Священном Синоде Московского Патриархата Русской Православной Церкви к вопросу прославления в лике Новомучеников и Исповедников Российских, на Тверской земле просиявших, иеромонаха Варсонофия (Антонова).

Значимое событие произошло 16 июля 2012 года - по благословению митрополита Тверского и Кашинского Виктора, были перезахоронены останки иеромонаха Варсонофия, в Князь-Владимирском соборе г.Удомля.

Могила, откуда были извлечены останки, сохранена и приведена в порядок. На ней установлен новый деревянный крест с табличкой, сообщающей о месте нынешнего нахождения останков старца (старый крест будет храниться в местной церкви). При этом событии присутствовали В.Б.Попков - глава администрации Бологовского района, Л.М.Владимирова - его заместитель, В.М.Александрова - глава Березорядского сельского поселения, на территории которого находится деревня Сеглино, Н.Н.Кулаков и В.А.Никифоров - председатель и директор Попечительского Совета Бологовского района по восстановлению храмов, верующие миряне и духовенство. Прежде, чем начать процедуру вскрытия захоронения иеромонаха Варсонофия, архимандрит Аркадий совершил молебен в сослужении секретаря Тверского епархиального управления иеромонаха Дионисия (Батраева), благочинного Удомельского округа, настоятеля Князь-Владимирского собора священника Петра Губанова, секретаря Удомельского благочиния иерея Ильи Маркова и настоятеля Свято-Георгиевского храма в селе Млево протоиерея Владимира Сафронова. Молитвы читались непрерывно, на протяжении совершения всей процедуры.

Чудеса совершались в этот день. Прежде всего – это солнечная погода, о которой накануне молили священники, ведь метеорологи обещали дождь. Слой за слоем осторожно вынимали землю из могилы. Потом бережно и с благоговением извлекли останки, которые позднее перенесли в церковь и упокоили в новом убранстве в деревянном гробу. И когда начали извлекать останки старца, все вдруг ощутили нежный аромат ландыша, исходивший от них. Это было еще одно чудо. Тлен не тронул четки священника и сохранил Евангелие, захороненные с ним. Сохранилась и часть его одеяния. Останки старца были бережно перенесены в церковь Иоанна Богослова в Троицу, где они остались на ночь. Утром 17 июля они были перенесены в Удомлю, в Князь-Владимирский собор. После совершения литии, в присутствии прихожан, среди которых были и те, кто лично знал отца Варсонофия, его останки были перезахоронены в храме, где они будут почивать до момента канонизации старца.

По благословению настоятеля Князь-Владимирского собора священника Петра Губанова сейчас изготавливается мраморная доска с указанием жизненных вех Иеромонаха Варсонофия, которая будет указывать место его нынешнего захоронения.

Иеромонах Варсонофий был молитвенником за край Удомельский. Он говорил, что Удомля будет стоять до второго пришествия Христа. Многие удомельцы находили у него духовное окормление и приходили к нему за советом и наставлением. Еще при жизни Варсонофия почитали за святого.

Идея канонизации старца исходит от верующих, которые знали его при жизни. По прославлении он станет Небесным ходатаем ко Христу, Божией Матери о здравии и спасении, помощи в разных трудных обстоятельствах для ныне живущих и грядущих поколений православных тверской земли.

Мария Гвоздева


Навигация

Система Orphus