По благословению Высокопреосвященнейшего
митрополита Тверского и Кашинского Саввы

Священномученик Василий Измайлов


Родился 4 июня 1885 года в семье мещанина г. Вышний Волочек Тверской губернии и первоначально проживал в центральной России. После окончания Тверской Духовной Семинарии, в 1905 году, поступил в число студентов Санкт-Петербургской Духовной Академии и прослушал в ней полный курс наук.

Сохранился академический диплом Василия Измайлова, свидетельствующий о том, что в сентябре 1910 года он был удостоен степени кандидата богословия.

Вскоре Василий Измайлов женился. Его избранницей стала Евгения Николаевна (фамилия которой, к сожалению, неизвестна). У молодой четы родилось два сына: в1912 году - Николай; в 1914 году – Василий.

После рукоположения в сан священника с февраля 1914 года о. Василий нес послушание преподавателя Минской Духовной Семинарии.

В ней он вел предметы догматического и нравственного богословия.

После закрытия семинарии, с 1920 года, о. Василий перешел служить к Свято-Покровской церкви с. Слобода-Озерицкая Минского района. В 1927 году стал настоятелем Свято-Воскресенского собора г. Борисова. В Борисове о. Василий прослужил всего лишь несколько месяцев и был арестован 2 июня 1927 года.

Незадолго до ареста за ним была установлена слежка агентуры ОГПУ.

Выслеживавшие его в течение трех месяцев агенты составили ряд доносов, вошедших в т.н. «Обвинительное заключение». В нем, в частности, читаем: «...приблизительно 12 марта во время всенощной и на следующий день, когда полная была церковь народа, священник Измайлов говорил, что скоро должны приехать большевистские попы и забрать наш собор, чтобы потом сделать в нем клуб. Призывал граждан защищать церковь, при чем советовал мужчинам в это дело не вмешиваться... Говорил, что религию преследуют, давал намек на то, что скоро будет война...

2 мая, освящая могилы на кладбище, в разговоре о погоде говорил, что холодную погоду Бог посылает в наказание за то, что советская власть и неверующие издеваются над Церковью...

...в частной беседе со старушкой-нищей (фамилия не установлена) говорил, что дождь идет все время - это признаки в скором времени большой войны, что так будет литься кровь, как теперь льется дождь...

Принимая во внимание, что свидетели, а также агентурный материал вполне подтверждают, что Измайлов вел агитацию с явно контрреволюционной целью и что деятельность Измайлова имеет возбуждающее влияние на массу, о чем свидетельствует выступление массы во время приезда обновленцев в марте сего года, когда выкрики из толпы, настроенной Измайловым, были направлены против соввласти, принимая все это во внимание, полагаем необходимым привлечь Измайлова к ответственности самым строгим образом...»

Виновным себя в предъявленных ему обвинениях о. Василий не признал, заявив, что «все эти обвинения ни на чем не основаны».

Спокойным, уверенным в своей правоте взглядом, смотрит он на нас спустя много десятилетий с фотографии «следственного дела», чудом уцелевшей в его документах.

Без суда и следствия 26 августа 1927 года его приговорили к заключению в Соловецкий концлагерь особого назначения сроком на три года. Во время нахождения там он, согласно официальной версии, умер 22 февраля 1930 года, но, скорее всего, как свидетельствует церковное предание, был расстрелян, войдя в сонм новомучеников, за веру православную пострадавших в страшное время гонений на Церковь Божию.[1]

Центральный Архив КГБ РБ. Следственное дело №32889-с. Памятная книжка Минской губернии и календарь на 1915 год. Мн. 1914. Л. 86. По воспоминаниям правнучки Галины Станиславовны Бородулькиной.

ЖИТИЯ СВЯЩЕННОМУЧЕНИКОВ МИНСКОЙ ЕПАРХИИ (1-я половина XX века)



[1] Это предание основывается на том факте, что в 30-е годы власти расстреливали мно­гих заключенных с оформлением подложных документов. Отбывавший заключение в лагерях Карелии, Иван Солоневич так вспоминает об этом: «... ежедневно в «санитарную ведомость» лагеря приходилось вписывать цифру... означавшую число расстрелянных. Где и как их расстреливали, «официально» оставалось неизвестным... Борис (родной брат И. Солоневича по специальности врач), на соответствующих личных карточках должен был изобретать диагнозы и писать exitus laetalis. Это были расстрелы втихомолку – самый распространенный вид расстрелов в СССР». И. Л. Солоневич. Россия в концлагере. М. 1999. Л. 148-149.

 


Навигация

Система Orphus