Валентина Марченкова. Татево, Оленино, Рачинский...Опыт: сельская школа
- Подробности
- Категория: Статьи
- Создано 14 Ноябрь 2011
Педагогические идеи С.А. Рачинского
в практике школьного обучения
(из опыта Татевской
средней школы имени С.А. Рачинского)
Наша школа имени Рачинского живет много лет. С 1997 г. мы пытаемся на практике применять педагогические идеи Сергея Александровича. С этого года школа обратилась к его наследию, к его мыслям о народной школе, к его модели построения учебного процесса. Мы выяснили, что целью школы Рачинского являлось то, чего добивается и наша школа: развитие умственных сил ребенка, развитие его воли, гармонического развития душевных сил воспитанников, воспитание его сердца, чувств, духовных дарований — создание нравственно цельного характера в конечном итоге. Эти идеи реализовались в следующих задача, которые сформулировал Рачинский, — учить детей тому, что им нужно в последующей жизни, воспитывать чувство долга, благожелательности, дружбы, нежности, развивать твердость, стойкость, самообладание, всемерно укреплять воспитанников для жизни. |
Впервые в школе Рачинского была определена роль педагога как старшего друга. В этой школе сложился семейный характер взаимоотношений детей и педагогов.
Обстоятельно изучив имеющиеся в нашем распоряжении труды педагога-просветителя, мы осознали, что в его идее заключен прочный фундамент, на основе которого можно возвести здание сегодняшней школы. Особенно актуальными стали эти изыскания в сложившейся в те годы ситуации, когда началось обновление содержания образования и развернулся процесс поиска новых технологий, концепций, подходов в воспитании детей.
На педсоветах мы разрабатывали модель современной школы, основанной на идеях Рачинского, модель выпускника и пришли к единодушному мнению о необходимости внедрения в работу школы в качестве обучения и воспитания, ориентированных на развитие личности учащихся, — краеведческого принципа преподавания.
Своей целью мы считаем совершенствование усилий для выделения и развития способностей каждого ученика, формирование образованной, физически здоровой личности, стремящейся к овладению опытом нравственного поведения, освоению ценностей национальной культуры и возрождению российского села, что очень немало сегодня.
В основе нашей деятельности лежат принципы личностно ориентированного подхода в обучении и воспитании школьников, позволяющие развить идеи татевского педагога-подвижника, а именно: всемерно использовать опыт ребенка, представить ему свободу выбора при выполнении заданий, решений задач, стимулировать его к самостоятельному выбору способов проработки учебного материала, поощрять накопление знаний, умений и навыков не в качестве самоцели, а как средство реализации детского творчества, обеспечить на уроке и во внеурочной деятельности личностно значимые контакты учителя и ученика на основе сотрудничества.
Воспитать высоконравственную личность — в этом видел свою задачу С.А. Рачинский, в этом заключается задача и нашей современной школы.
Мы должны взрастить людей добрых, тонко чувствующих, умеющих ценить прекрасное, ценить все, что нас окружает, свою Родину. А понятия «Родина», «Отчизна» в детском возрасте, как правило, ассоциируются с тем местом, где находится родной дом, школа, т. е. с конкретным поселком, селом, городом. Причем детям свойственно чувство гордости за свой край. Если говорить о нашей школе, то здесь как нигде имеется возможность широкого привлечения краеведческого материала, поскольку село наше имеет богатую историю. Его название связано не только с именем помещика Рачинского, но и с огромным количеством других имен, получивших широкую известность и признание в XIX и XX вв. Среди них следует упомянуть не только педагога-просветителя Сергея Александровича Рачинского, но и выдающегося художника Николая Петровича Бог-данова-Бельского, святого равноапостольного Николая Японского (Касаткина), главу русской православной миссии в Японии, священника Александра Васильева, исповедника царской семьи, религиозного философа Василия Васильевича Розанова.
Питомцы Татевской школы стали писателями, видными военачальниками, академиками, лауреатами Государственных премий, известными учителями, их имена составили гордость и славу России, отразили ее лучшие традиции. Истоки этих традиций — Тверской край, Оленинская земля, Татевские заповедные места. Именно эти традиции старается поддерживать наша школа и знакомить с ними молодое поколение, используя для этого все доступные формы и средства.
Основной формой обучения в школе был и остается урок. Положив в основу урочной деятельности краеведческий принцип преподавания, первое, что сделали педагоги нашей школы, определили ценность имеющегося в нашем распоряжении краеведческого материала и начали активно его использовать в учебном процессе или фрагментарно, или целыми уроками.
Такие уроки успешно проводятся нашими педагогами: Светланой Александровной Виноградовой, учителем изобразительного искусства, Алевтиной Николаевной Матвеевой, учителем русского языка и литературы, активно используется краеведческий материал на уроках истории и обществознания, в начальной школе — учителя Любовь Алексеевна Киселева и Людмила Витальевна Щербакова включают этот материал в уроки. На уроках немецкого языка (учитель Лариса Александровна Ализаде) этот материал изучается по-немецки.
Однако насыщенность программного материала порой не дает возможности донести до детей важнейшие факты из истории края, и мы подошли к необходимости введения отдельного краеведческого курса, благо это стало возможным при выделении регионального (школьного) компонента в учебном плане школы.
Вот тогда и появился у нас краеведческий курс «История родного края», который состоит из двух частей: первая — «История села Татева» изучается в 5 классе; вторая — «Оленино и Оленинский район» изучается в 6 классе. Курс ставит своей целью познакомить учащихся с наиболее значительными событиями жизни села и района, с его выдающимися людьми и предполагает дальнейшее использование полученных учащимися знаний на уроках в старших классах. Кроме того, позволяет учащимся приобщиться к исследовательской работе, что крайне необходимо для развития самостоятельности и познавательного интереса.
Уроки курса основаны на использовании музейных материалов и проводятся в форме экскурсий, практикумов, уроков-исследований, комбинированных уроков, широко используются игровые моменты, что, естественно, обусловлено возрастными особенностями учащихся. В разработке краеведческого курса незаменимую помощь оказал имеющийся при школе музей. На нынешний день он вырос в муниципальный музей имени Николая Петровича Богданова-Бельского. Начал создавать этот музей в 1974 г. Иван Васильевич Лебедев, в то время директор школы и учитель истории. В 1976 г. музей получил первое признание и стал считаться школьным музеем, его руководителем на долгие годы станет Александра Аркадьевна Иванова, учитель географии, потомственный педагог.
Александре Аркадьевне принадлежит инициатива реставрировать под музейное помещение бывший дом управляющего имением Рачинских. Дом был восстановлен силами местных жителей и коллективом учителей и учащихся школы. Средства выделила администрация главы района и управление образования.
В 1998 г. экспонаты школьного музея, занимавшие комнату на 2 этаже школы, переместились в просторные залы отреставрированного здания, началось оформление новых экспозиций.
В 2000 г. школьный музей получил статус муниципального, и ему было присвоено имя бывшего выпускника школы, воспитанника Сергея Александровича Рачинского — художника Николая Петровича Богданова-Бельского.
Число музейных материалов значительно пополнилось в период подготовки к юбилейным торжествам в1998 г., когда школе вернули имя С.А. Рачинского, которое она с честью носила до 1924 г.
Следует отметить важную роль инициативной группы выпускников школы, вышедших с предложением о возвращении школе утраченного ею имени, прежде всего, хочется сказать о заслугах Людмилы Юрьевны Стрелковой, много сил и времени отдавшей сбору архивных материалов о жизни и деятельности талантливого педагога и ученого, создавшего школу добрых нравов Сергея Александровича Рачинского.
Сегодня музей популярно рассказывает о богатом прошлом села. В нем развернуты экспозиции, знакомящие посетителей с культурой и бытом края в ХVIII-ХХ вв., с деятельностью выдающихся людей этой земли.
Материалы музея активно используются в учебно-воспитательном процессе Татевской средней школы, а также школ района, публикуются в средствах массовой информации, научно-популярных изданиях.
За период работы музея проведено около 400 экскурсий, свидетельством чему стали три книги отзывов посетителей. На базе музея работает краеведческий кружок, проводятся массовые мероприятия.
Музей — активный участник всех школьных дел. Это позволило ему стать главным звеном в созданной в школе воспитательной системе. Музей поддерживает связи с муниципальным краеведческим музеем в Оленине. У нас бывали представители музеев Е.А. Боратынского в Казани и Ф.И.Тютчева в Муранове.
Сегодня музей живет и развивается, благотворно влияя и на учеников школы и на жителей села.
К сожалению, многие наши проекты пока остаются нереализованными, потому что музей очень слабо оснащен в техническом плане. Что касается материального содержания музея, мы можем рассчитывать только на энтузиазм и трудолюбие педагогов, учащихся школы. Каждый из них вносит свой посильный вклад в сохранение исторического и культурного наследия села, участвует в субботниках по благоустройству территории парка, площадки у школы, помогает восстановлению церкви, занимается охраной природы.
К сожалению, не все зависит от нас, от нашего жизненного настроя. Нынешнее состояние села вызывает большие опасения, что оно может исчезнуть, умереть. Если не появятся рабочие места для родителей учащихся, то уже начавшийся отток людей из сельской местности туда, где есть возможность заработать, приведет к запустению деревни, следовательно, может возникнуть вопрос о целесообразности существования нашей школы.
Не хотелось бы, чтобы наша школа исчезла, умерла. Ей хорошей, долгой и счастливой жизни.
Приложение
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
С.А. РАЧИНСКОГО НА НИВЕ
ОБРАЗОВАНИЯ И ПРОСВЕЩЕНИЯ
Из книги: В.М.Марченковой «Сергей Рачинский — учитель века»
С.А. Рачинский приступил к народно-школьной деятельности уже сорока двух лет и с образованностью, которая редко приносится в это дело» — так напишет позднее признанный библиограф С.А. Рачинского Николай Михайлович Горбов.
Так Рачинский нашел смысл и содержание своей жизни в деревне, занявшись устройством школы и обучением крестьянских детей. В 1875 г. он построил хорошее школьное здание с общежитием для своих учеников. Вскоре и сам переселился в школу, в две комнатки, служившие ему кабинетом и спальней, довольствовался простой крестьянской пищей, которую готовила стряпуха, одевался в скромное платье. На содержание школы он тратил все свои доходы, занимался составлением программ и в корне изменил школьный уклад жизни. В письме к редактору журнала «Народное образование» П.П. Мироносицкому он сообщал: «Вам хорошо известно, что у меня нет ни свободного дня, ни лишней копейки. На школьное дело я трачу более чем мои доходы, следовательно, подвергать опасности будущность моих школьников и тратить что-либо на себя было бы просто преступлением». Рассказывая в своих письмах к Толстому об организации школы, С.А. Рачинский пишет: «С родителей берется только мука на хлеб, остальное, как и вся школа, — на мой счет».
У Рачинского школа, как это отмечали исследователи его деятельности, напоминала крестьянский двор заботливого хозяина, где глубоко продумана каждая деталь, каждая мелочь, как во внешней, так и во внутренней обстановке, так и в порядке занятий, в образе жизни, во взаимных отношениях всех членов школьной семьи между собой. Все носило «печать глубокой практичности и вместе с тем глубокого внутреннего значения».
Деревянное одноэтажное здание с широкой террасой и крыльцом с передней стороны было большим по размерам, а также имело тесно соединенную с главным зданием двухэтажную пристройку. Перед зданием был разбит большой и красивый цветник. Вьющиеся растения украшали стены террасы и столбы, поддерживающие навес. Цветы были повсюду не только вне школы, но и внутри нее. Просторные классные комнаты были украшены картинами, фотографиями, рисунками учеников. В комнате для рукоделия находилась большая коллекция русских вышитых полотенец, изделий народных промыслов. На втором этаже - певческая и художественная мастерская, где одна из стен была сплошь застеклена, а в ней — выход на балкон, с которого открывались чудные картины природы. Через дорогу был разбит школьный сад и огород, где ученики сами выращивали различные овощи и ягоды, а также фрукты. Учитель школы А.Д. Воскресенский в своем дневнике писал, что продукты с огорода и пасеки были большим подспорьем к питанию в пришкольном общежитии. Чистота и порядок в школе поддерживались исключительно стараниями учеников под надзором самого С.А. Рачинского. Дети сами носили воду, рубили дрова и топили печи, мыли полы, убирали школу и общежитие, помогали кухарке готовить пищу, сами выполняли обязанности сторожа.
«Татевская школа была какая-то идиллическая школа, в которой работают с утра до вечера, отдыхали полной радостью отдыха, не знали принуждения, ни руководства со стороны, а работали столько, сколько кому успевалось»(С. Смоленский).
Школа поражала всех, кто в ней бывал не только чистотой и убранством, но и той семейной атмосферой, которую создал здесь «этот необыкновенный сельский учитель» (В.Ян), положив в ее основу любовь к детям. «Именно любовь к детям придала всей деятельности Сергея Александровича ту одухотворенность, которая очаровывает с первых же шагов знакомства с ней и заставляет преклониться перед этой большой личностью педагога-подвижника» (А. Жрасиков).
Один из многочисленных посетителей школы так отзывался о Сергее Александровиче: «Он был не только учителем своих учеников, мне кажется, что будет мало назвать его их отцом; этот редкий по душе и мягкости любвеобильного сердца человек был для своих питомцев скорее любящей матерью, жившею одними с ними радостями и горевавшею их неудачами и печалями. Школа была его дом, школьники — его семья, для которой он работал, не покладая своих рук» (В.Георгиевский).
Дети школы находились под постоянным надзором либо самого Рачинского, либо кого-то из его помощников. Но этот надзор был скорее неустанной бдительностью нежного родительского сердца. Свобода и гуманность, сопряженная с чувством должного повиновения и без потворства разным слабостям и проступкам учеников. Если случались мелкие нарушения детьми дисциплины, то они чаще всего в самом корне подавлялись кроткими, терпеливыми, но в то же время настойчивыми вразумлениями и убеждениями Сергея Александровича, умелым обращением его к чувству стыдливости, а иногда выговорами и порицаниями.
Школьный день начинался рано, в 6 часов утра, а заканчивался в 9 вечера. Обыденный распорядок школьной жизни требовал большого напряжения сил. Но бодрость, неустанное рвение к работе учеников и учителей, видевших перед собой пример Рачин-ского, подчеркивался всеми, видевшими эту школу воочию. Сам Рачинский в своих статьях, посвященных школе, отмечал: «Наши школьники поступают в школу с твердым намерением сделаться грамотными, с полной готовностью учиться без перерыва с утра до вечера. Таково и желание родителей. Постоянное присутствие учеников в школе, их поистине ненасытная жадность к учению волей-неволею заставляют всякого внимательного учителя умножать количество классных занятий».
Содержание образования детей в своей школе С.А. Рачинский определял в соответствии с требованиями, предъявляемыми народными идеалами и собственно временем. На первом месте ставил изучение родного языка и церковно-славянскую грамоту. Русский язык — «это необходимое орудие всякого учения книжного и устного», по словам самого С.А. Рачинского, — преподавался не только для того, чтобы научить детей писать, читать и владеть языком, но и развить мыслительные способности учащихся, научить их рассуждать. При изучении азбуки большое внимание уделялось развитию у детей наблюдательности. Настольными учебными книгами в школе Рачинского были книги Ушинского «Родное слово» и «Детский мир», книги для чтения Л.Н. Толстого, очень высоко оцененные педагогом за их жизненность.
Кроме изучения языковых дисциплин большое внимание уделялось изучению математики. Посторонних людей, бывавших в школе Рачинского, изумляли быстрота и легкость, с которой ученики производят в уме умножения и деления, обращаются с мерами квадратными и кубическими. Арифметические занятия нашли отражение в известной картине «Устный счет», написанной талантливейшим художником, в прошлом учеником С.А. Рачинского, Н.П. Богдановым-Бельским. «В быстроте устных вычислений состязаться с учениками Рачинского было нелегко даже взрослому и образованному человеку» — вспоминал выпускник С.А. Рачинского, впоследствии сам ставший учителем А.А. Серяков.
Русским языком, арифметикой, законом Божьим, как это практиковалось в других школах, программа школы С.А. Рачинского не исчерпывалась. В учебный план были введены геометрия, основы физики, черчение, география, естествознание. Особенного внимания в системе обучения заслуживает неутомимая деятельность Рачинского в подготовке умелых земледельцев, а также обучение ремеслам столяра, плотника, пчеловода, кружевницы, портнихи. Знания, полученные на уроке, дети с увлечением применяли в работе. Часто урок, начавшийся в школе, заканчивался в саду, огороде, поле. Многие изделия, выполненные руками детей, учителей, крестьян, представляли собой произведения прикладного искусства. С.А. Рачинский собрал коллекцию полотенец, искусно расшитых девочками и их матерями-крестьянками. В ремесленном классе учащиеся обучались мастерству плетения из лозы, соломы, камыша, достигнув такого уровня, что их изделия экспонировались на Нижегородской выставке в 1896 г. и привлекли внимание посетителей. В 1900 г. ремесленные изделия были представлены в Париже, известность педагога и его школы перешагнула границы России. Опыт Рачинского стали изучать в Англии, где по такому же образцу возникли Абботсхолмская (1889 г.) и Бидельская (1892 г.) школы.
Рачинский, живя общей жизнью с учениками, внимательно относился к дарованиям каждого, отмечал всякое проявление таланта и старался сделать все, чтобы развить этот талант. Об этом свидетельствует работа татевского учителя по отбору талантливых учащихся для продолжения обучения в учительских семинариях, в художественных школах и училищах для подготовки священников. Ей способствовало то, что школа работала круглый год, поскольку треть учеников были сиротами и оставались в школе круглогодично. На всю округу славился школьный многоголосый хор, с которым во время посещения Татева занимался известный палеограф, руководитель Придворной певческой капеллы СВ. Смоленский. Он же отбирал лучших певцов для учебы в хоре Синодального училища. Уроки живописи давали С.А. Рачинский, а также его родственник Э.А. Дмитриев-Мамонов и художник, специально приглашаемый летом. Именно эти занятия позволили развиться таланту Н.П.Богданова-Бельского, Т. Никонова, И. Петерсона, ставших с помощью С.А. Рачинского известными художниками.
Особенно большое внимание уделял С.А. Рачинский выведению своих учеников в учителя. Более 60 учителей были подготовлены стараниями Рачинского, причем это были люди, прекрасно знавшие деревню, нисколько не оторванные от ее нужд, от деревенской среды. По мнению философа В.В.Розанова, Татево стало «рассадником школ, общерусским учительским институтом».
Сама жизнь продиктовала Рачинскому и необходимость охранения своих учеников от самого опасного, по его мнению, искушения — пьянства. Он создал в 1882 г. общество трезвости, одно из первых в России. Численность общества сначала была невелика, однако очень скоро оно стало разрастаться и приобретать авторитет в округе. Как упоминает бывший учитель школы Н. Воскресенский, «окрестность вокруг Татева переродилась: на тридцать верст кругом ни кабаков, ни водки, ни пьяных». Очень скоро подобные общества появились по всей России. Из разных ее уголков приезжали и писали заинтересованные в нравственной поддержке и ободрении, в мудром совете и полезном указании люди. Более ста томов писем, переплетенных по годам, — подтверждение этому. Переписка стала для Рачинского еще одним способом широкого распространения дорогих ему мыслей о народном образовании, об отрезвлении народа.
Труд С.А. Рачинского был высоко оценен в Высочайшем рескрипте от 14 мая 1899 г., в котором император Николай выразил признательность педагогу за его многолетнюю деятельность на пользу народную и пожаловал ему пожизненную пенсию в 3000 рублей.
Умер Сергей Александрович 2(14) мая 1902 г. в день своего рождения на руках А.А. Серякова, одного из учеников и преемников, которому завещал продолжать дело его жизни. На его надгробии высечены слова «Не хлебом единым жив человек», слова, ставшие его жизненным принципом.
«Эта царящая здесь правда чувствуется во всем...»
...Не прошло и нескольких минут, как дверь отворилась и в комнату вошел СА. Рачинский. Он был уже раздет, на нем был темный японский халат, и он быстро и горячо пожал мне руку. Я взглянул на его лицо и изумился: до того оно было выразительно с седыми волосами, прядью спускающимися на чело. Добрая и тонкая улыбка светилась на его лице, а глаза, блестящие, полные жизни и огня, придавали появлению его какое-то особое, неожиданно сильное впечатление.
После первых слов приветствия он быстро повел меня в залу, оттуда на открытый балкон. Пред нами расстилался сад с чудными группами деревьев, с клумбами благоухающих необыкновенною силою цветов. Стройные и изящные очертания деревьев и растений при свете луны и под только что пережитым впечатлением тумана резко и удивительно бросались в глаза... Передо мной был не то старик, не то юноша с выразительною и приветливою улыбкою, с неизменною прядью седых волос. Разнообразные впечатления сильно приковывали к месту с сознанием какого-то особого, невыразимого очарования.
...Мы взошли в просторное помещение школы. За нами вошли два молодых человека и мальчик. Все они относились к Рачинскому как к близкому и родному.
Мы сели у окна, но разговора не было, да и что было говорить?.. Здесь везде простота и искренность, не нуждающаяся ни в словах, ни в прикрасах, и эта царящая здесь правда чувствуется во всем.
Мы просидели довольно долго; меня поразило выражение окружающих, особенно ребенка: прислонившись к скамье, он пристально глядел на Рачинского; меня поразил этот внимательный, осмысленный взгляд. Я не удержался, чтобы не высказать это Рачинскому. На стенах висят незатейливые портреты некоторых из прежних учеников, крестьянских мальчиков, в рубашечках. Лик Спасителя не мог не остановить внимания. Это юношеская работа Богданова-Бельского. У иконы, красивым почерком устава, написаны на стене молитвы. Рачинский сказал, что это его работа...
/1898 г. Граф Сергей Шереметьев (1844-1918) «Татево» (из очерка)/
Учитель истории и обществознания
Татевской средней школы имени С.А. Рачинского,
заведующая муниципальным музеем
имени н.П. Богданова-вельского,
с. Татево, Тверская область,
Духовно-нравственное воспитание № 3, 2011.