По благословению Высокопреосвященнейшего
митрополита Тверского и Кашинского Саввы

Благовещенская (Михайловская) церковь


Храм в честь архангела Михаила (Благовещенская церковь) в Торжке имеет два престола: в честь Благовещения Богородицы и архистратига Михаила. Несмотря на то, что главный престол – Благовещенский, церковь называют Михаило-Архангельской по названию ее малого алтаря, который находится на том месте, где раньше стояла старая деревянная Михайловская церковь.

Подробнее...

Старо-Вознесенская церковь (Торжок)


Старо-Вознесенская (Тихвинская) церковь – старинный православный храм Торжокского благочиния Тверской епархии, являющийся уникальным памятником русского деревянного церковного зодчества, выстроен в XVII столетии. Даже спустя века после возведения этот удивительный по своей архитектуре храм действует, в нем служатся божественные литургии.

Подробнее...

Епископ-миротворец


День памяти свт. Арсения Тверского - день памяти всех Тверских святых. 

Епископ-миротворец

Творец «симфонии»

Изданный в 1907 году «Тверской патерик» называет Арсения знаменитейшим из тверских архипастырей.

Чем же таким особенным отметилось правление восьмого по счету тверского епископа, если шесть с лишним веков, прошедших после его кончины, не поколебали его почитание?

Житие святого говорит об этом вполне ясно. Предшественник Арсения владыка Евфимий сильно не ладил с тверским князем Михаилом Александровичем. Мы не знаем и вряд ли узнаем, в чем состояло их несогласие и кто был более не прав в этих спорах. Несомненно другое: после того как митрополит Киприан, исполнив настоятельную просьбу князя, удалил Евфимия и дал согласие поставить на Тверскую кафедру своего архидиакона Арсения, последний долго отказывался от такого повышения. 

Причиной была не только скромность святителя, но и осознание им несправедливости изгнания Евфимия, бывшего тверским епископом целых 16 лет, и опасение того, что князь и впредь будет вмешиваться в дела церкви. Но и не зная тонкостей той давней и весьма щекотливой ситуации, мы можем утверждать, что митрополит был прав, удаляя не сумевшего наладить отношения с властью епископа. Может, и велики были его заслуги, но главной доблести священнослужителя – смирения – ему, видимо, не хватало. В отличие от него Арсений, приняв после многих уговоров и даже угроз епископский сан, смог восстановить мир и тишину в Тверском княжестве. 

И князь Михаил, и князь Иван нисколько не мешали делам церкви, напротив: за те 19 лет, что Арсений управлял епархией, поднялось несколько прославленных монастырей: Савватьевская пустынь, Саввино-Сретенский монастырь и главное создание святителя Арсения – Желтиков монастырь. Но наиболее полно соучастие княжеской власти в делах церкви проявилось в храмовом строительстве. Самый известный и поныне существующий храм Михаила Архангела в отошедшем к Московской области Микулине – замечательный памятник эпохи князя Михаила Александровича и святителя Арсения Тверского.

К этому надо добавить и возобновление прерванного кровавым раздором 1375 года с Москвой тверского летописания, и другие книжные труды святителя, среди которых особенно выделяется так называемая Арсеньевская редакция Киево-Печерского патерика. Да и сама тверская история этих лет хоть и не была совершенно мирной, главным образом, из-за раздоров между сыновьями Михаила, все же отличалась сравнительным спокойствием. А сами раздоры порой преодолевались при благотворном влиянии святителя Арсения, как это было в 1405 году при разрешении спора Василия Кашинского со старшим братом Иваном Михайловичем Тверским.

Иными словами, та самая всеми чаемая и так редко достигаемая «симфония» церкви и власти в ту далекую эпоху рубежа XIV и XV веков приносила на тверской земле очевидные плоды.

 

Желтиков монастырь

В основанном им монастыре Арсений был погребен в 1409 году в гробнице, изготовленной им собственными руками. По свидетельству летописи, у гроба его совершалось много исцелений. В 1486 году состоялось обретение мощей святителя Арсения, а в 1547 году Макарьевским собором он был канонизирован. 

С той поры и закрепилась традиция ежегодного крестного хода с чудотворной Тихвинской иконой Божией Матери из Спасо-Преображенского собора в Желтиков монастырь в первое воскресенье после Петрова дня. Тропа, по которой шел крестный ход, пересекала густой лес, росший на месте современной «Первомайки». На этом месте и был уже в нашем веке построен храм во имя святителя Арсения, епископа Тверского. С 2007 года возобновилась и традиция крестного хода.

Знаменательными можно считать особые знаки внимания к месту погребения святителя Арсения царственных особ. Петр Великий повелел возвести здесь церковь во имя Алексея, человека Божия, – в память о выздоровлении царевича Алексея. Императрица Елизавета Петровна побывала здесь и пожелала богато украсить Успенский собор.

Побывавший здесь веком раньше патриарх Никон пожелал увезти с собой в Москву частицу мощей святителя Арсения. После того как во время Великой Отечественной войны мощи святителя пропали, эта частица уже в нынешнем веке вернулась в Тверь – перед ней и будет в это воскресенье совершен молебен по завершении крестного хода. 

В настоящее время от монастыря остались только братский корпус и нижний ярус колокольни. Но Николо-Малицкий монастырь по благословению митрополита Тверского и Кашинского Виктора формирует на его территории свое подворье. Свято место, как известно, пусто не бывает.

Сергей ГЛУШКОВ,
tverlife.ru

Церковь в честь святых апостолов Петра и Павла в Заборовье

hristortv114


Село Заборовье расположилось на высокой открытой местности среди молодой лесной поросли и ещё не заросших кустарником полей. Ещё на подъезде к селу на него открывается великолепный вид. Само село расположилось на высокой круче, на одном из склонов которой в советское время была устроена горнолыжная база.

Храм в Заборовье – один из немногих каменных храмов Вышневолоцкого уезда, построенных в XVIII в.

Подробнее...

Акафист преподобному отцу нашему Нилу, иже на езере Селигере, на острове зовомем Столобное


Кондак 1

Избранному от пелен в воинство Христово и впи­санному от юности в книгу живота вечнаго, дивному в чудесех, преподобному отцу нашему Нилу, вси, насыщающиися чрез него подавае­мых неоскудно Божиих дарований, сошедшеся воспоем ему, яко ходатаю и молитвеннику о ду­шах наших, в веселии глаголюще: Радуйся, преподобне отче Ниле, Столобенский чудотворче.

Подробнее...

Архимандрит Иона (1613 год)


«Без государя нам быть не мощно…»

21 февраля 1613 г. Земскому собору, созванному «для великого земского общего совету и для государского обирания», предстояло принять окончательное решение, восстанавливающее законную власть в государстве, раздираемом смутой. Среди прибывших в Москву делегатов, воля которых определила, в конечном итоге, дальнейшую судьбу страны и ее народа, был и представитель Новоторжского Борисоглебского монастыря.

Подробнее...

Святитель Филипп, митрополит Московский и всея Руси


В миру Фёдор Степанович Колычёв.

Родился 11 февраля 1507 г. в боярской семье Степана Ивановича и Варвары (в иночестве Варсонофии) Колычёвых.

Обучался грамоте (по книгам Священного Писания), владению оружием, верховой езде и другим воинским навыкам.

Подробнее...

Монастырские корабелы Петровского флота


Годы свершений Петра Великого изобиловали парадоксальными сюжетами, немыслимыми в более упорядоченные времена, и среди излюбленных объектов царских экспериментов то и дело оказывались церковь вообще и монастыри в особенности. Петр, отказываясь признать за монашеством «пользу» в понимании, близком его прагматичному уму, то и дело изыскивал пути ее извлечения. Именно поэтому инокам и вотчинным крестьянам глубоко сухопутной Борисоглебской обители в Торжке, сроду не видавшим моря, пришлось, ни на день не покидая родных мест, внести свой вклад в создание флота, необходимого Северной Столице.  

Подробнее...

Путь к храму Валерия Годовицына


Всякую человеческую жизнь можно представить как дорогу к храму. Только храм этот может быть разным. Валерий Годовицын шел этой дорогой, руководствуясь собственной совестью. И потому оказался на одной дороге со своим народом.

Подробнее...

Навигация

Система Orphus