По благословению Высокопреосвященнейшего
митрополита Тверского и Кашинского Саввы

Церковь в честь святых апостолов Петра и Павла в Заборовье

hristortv114


Село Заборовье расположилось на высокой открытой местности среди молодой лесной поросли и ещё не заросших кустарником полей. Ещё на подъезде к селу на него открывается великолепный вид. Само село расположилось на высокой круче, на одном из склонов которой в советское время была устроена горнолыжная база.

Храм в Заборовье – один из немногих каменных храмов Вышневолоцкого уезда, построенных в XVIII в.

Его архитектура нетипична для наших мест. Украшенный пятью небольшими главками, храм имеет две апсиды и примыкающие с запада трапезную и приземистую двухъярусную колокольню. После реставрации 1980-х гг. храм лишился крестов – они были заменены на штыри, подвергся внутренним переделкам. Так в трапезной храма была устроена глухая разделительная стена, на которую упираются стропила кровли, центральный западный вход был заложен, оставлены лишь боковые.

Такое переустройство церкви понятно: реставраторам не доставало средств, а может быть умения для восстановления утраченного свода трапезной, поэтому так и поступили. В общем, реставрация была больше призвана сделать из храма декорацию для туристов лыжной базы, нежели возродить само здание. Внутри никакой реставрации не было и, по-видимому, даже не намечалось. Церковь долгое время была наглухо закрыта, а сквозь пыльные стёкла окон разглядеть что либо внутри не представлялось возможным.

Но вот база была упразднена, следить за храмом стало некому, и тогда были выломаны двери, выбиты окна, а сам храм подвергся росписи многочисленными автографами «любителей» старины. Внутри храм пуст, лишь росписи со сценами из Евангелия сохранились от первоначального убранства церкви. Пояс росписи расположился между окнами первого и второго яруса и примерно посередине каменной колонны, устроенной в центре зала для поддержки свода церкви.

Само расположение колонны нетипично. Обычно свод поддерживали четыре столпа, оставляя центральную часть храма свободной, здесь же всё наоборот. Колонна не только поддерживает свод, но и центральный купол, барабан которого сложен из кирпича.

Апсид у храма две – обе они восстановлены в ходе реставрации. Из архивных документов следует, что приделы носили посвящение: главный — в честь святых Апостолов Петра и Павла и боковой — Святителя Николая и Рождества Пресвятой Богородицы.

История храмового места в Заборовье восходит к глубокой древности. В Новгородских летописях под 6953 годом от Сотворения Мира удалось найти упоминание о том, как Тверской князь Борис «в Бежицком Верху и по Заборовию 80 волостей повоева в два года».

Следующее упоминание о погосте Заборовье мы находим в Новгородских писцовых книгах в Деревской пятине под 1495 г. Большая часть земель, что в Заборовском, что в Ясенском погостах до «письма» 1495 г. принадлежало крупным монастырям. В Заборовском погосте мы встречаем упоминания «в Заборовье же великого князя волостки оброчной, что была Аркажского монастыря за кормленщиком», в которую входили деревни Кокоткино, Пепелково, Олелцово, Горлово, Манково, Моклоково, Офремовскаа (так в источнике – Д.И.), Голышино, Кожакино, Михеево, Песьяково, Пашино, Бухарово — возможно, современное Бухалово, Новинка, Малышово, Бебино, Матаново, Климово, Рылово, Чернцово.

Подобное упоминание мы встречаем о землях «Спаского Футынского манастыря», «Пречистые Щилова манастыря», упоминается так же «волотка монастырская Олдрея святого с Ситны Богдановская Есипля, что им дал князь великий противу их обеж». На момент переписи все эти земли принадлежали уже другим хозяевам.

Храм в с. Заборовье не упомянут, точнее в писцовой книге отсутствует огромный кусок, где, возможно, и было описание одной из первых Заборовских церквей. Первое описание Заборовскй церкви мы находим в Писцовой книге 1582-83 гг. письма Кузьмы Карцова. В землях «Царя и Великого князя в погосте Заборовском» есть упоминание о д. Горке, «а в ней церковь Рождества Пречистые, а поставили дети боярские вопчи на Третьяковой земли Палицына; а дворов двор попов, двор дьячков, двор пономарёв, двор проскурницин, два двора бобылских пусты».

Со временем это церковное место получило название погоста Заборовье, сама же деревня Горка сохранив за собой прежнее наименование, существует до сих пор близ Заборовья.

Каменная церковь Петра и Павла была построена на погосте на месте прежнего деревянного храма. Самое старое дело Заборовского прихода за 1768 г. разбирает пожар, случившийся в приходе. Во время него и сгорела прежняя деревянная церковь.

Строительство каменного храма началось в 1780 г. В Тверском Государственном архиве сохранился один из проектов новой церкви. По стилю он совершенно отличен от современной церкви в Заборовье. На рисунке мы видим пятикупольное здание с трёхярусной колокольней, украшенное барочным орнаментом, колоннами и наличниками окон. Купола церкви также иной формы. Своим внешним убранством храм напоминает Преображенскую церковь в Есиновичах. Вполне возможно он таким и был, но последующие перестройки XIX-XX веков лишили его былого великолепия.

В 1786 г. причт прихода подал прошение «О выдаче новых антиминсов». Дважды, в 1788 и 1791 гг., причт подавал прошения об освящении церкви. В документах Тверского государственного архива сохранилось описание Петропавловской церкви в Заборовье. «Церковь стоит на камнях, — писали о храме современники, — Цокольный этаж из не обтесанного камня. 15 сажень длиной, 7 саженей шириной, 6 вершков высотой. Стены церкви снаружи и внутри отшукатурены и окрашены охренною красною ….

Церковь сея белого цвета с изображением в верху возле столпа, по западной стороне Нерукотворного Образа Спасителя, а трапеза голубого с изображением всевидящего ока в облаках. В этой церкви два престола в ряд из коих главный во имя Святых Апостолов Петра и Павла, второй во имя Святителя Николая Чудотворца. Внутри церкви по среди оной столб в квадрате.

Простенков в главном алтаре два, четвероуголенья и стена разделяющие алтари между собой в коей устроен проход из одного алтаря в другой. Во всей церкви окон 21: именно вверху 6 и внизу 15, в окнах 21 рама со стеклам, сосновая, внизу укреплены железными крепежками, коих числом 15, вверху оных не имеется. На церкви 5 глав крытых простым железом. На главах кресты деревянные осмиконечные, обитые жестью.

Крыша на церкви и алтарях железная, на деревянных стропилах, окрашенная зеленой краской, на трапезе деревянная неокрашенная. Входные двери в церковь с западной, северной, южной сторон деревянные, окрашенные темнозеленой краской, обитые цинковым железом с запорами, на западных со внутренними и внешними замками, а на северных и южных с висячими изнутри и снаружи замками.

Паперть каменная, под колокольней с западной стороны с тремя дверями, над коими устроены полуциркульные оконца со стеклами. Крыльцев при паперти деревянных два с деревянными ступенями, над ними крыша деревянная неокрашенная. При северных дверях крыльцо из дикого камня и при южных такое же без крыш».

Над главным престолом в честь Петра и Павла была устроена резная сень: «Над престолом стена на четырёх деревянных колоннах… В оной над престолом образ Господа Саваофа на холсте, с четырех сторон изображение в круглых рамках четверых Евангелистов, над нею устроена деревянная позолоченная корона». Антиминс на престоле священнодействован Тверским архиепископом Григорием в 1834 г., видимо после капитального обновления храма.

Второй престол храма Николая Чудотворца переделкам не подвергся. На нём сохранился антиминс 1786 г., освящённый Тверским архиепископом Иоасафом. «Над престолом сеня висячая, с простою порезкого, позлащенная. В оной над престолом изображения Христа Спасителя на холсте и с четырех сторон в круглых рамках – четырех Святителей Петра, Алексия, Ионы и Филиппа Московских Чудотворцев».

Иконостас в храме был резной, частью посеребрённый, частью позолоченный, высотой в 4 яруса. Над Царскими вратами возвышался в центре «в кругу, обложенном позолоченной порезкой образ Спасителя, беседующего с учеником иконного письма… над ним позолоченная корона. Внизу Святый Дух в виде голубя с позолоченными деревянными лучами». Справа от Царских врат помещался образ Спасителя на престоле, далее храмовый образ Петра и Павла в посеребрённой ризе. С левой стороны от Царских дверей был образ Богоматери с Младенцем на руках, за ней северные двери в алтарь с образом Пророка Моисея, а над ними «резная завеса, вверху с короной, деревянная, позолоченная».

Во втором ярусе кроме центральной иконы Христа, беседующего с учениками, было ещё четыре образа в круглых, позолоченных рамах: Богоявление Господне, Введение во храм Пресвятой Богородицы, Рождества Богородицы и Вознесения Господня. Второй иконостас украшали Царские двери с резным изображением Благовещения Пресвятой Богородицы.

С западной стороны центральной колонны был устроена резной катафалк для Плащаницы: «о двух ступенях — окрашены в зеленый и красный цвета — на нем Плащаница с изображением Христа Спасителя, с боков на четырех ножках на сем катафалке устроена сень на двух колоннах и двух полуколоннах, по кругу сени изображена деревянная завеса окрашенная голубо-красным, внутри изображение Сошествие Святого Духа, на южной стороне этой сени связанного Спасителя в кругу украшенном позолоченной деревянной рамой. На западной стороне – Христос Спаситель несущий крест, в кругу, на северной стороне – Христос Спаситель, молящийся в саду. На этой сени устроены глава и Крест».

На момент описания церкви живописи, остатки которой мы можем видеть сейчас, не было. Внутри церковь была выбелена, а на своде с западной стороны от центрального столпа был изображен Нерукотворный образ Спасителя. Главный алтарь окрашен в зелёный цвет, второй алтарь – в голубой. Трапезная храма выкрашена в голубой цвет, в центре её свода помещалось изображение Святого Духа.

Колокольня церкви устроена в 1784 г., покрыта тёсом «искрашенным», крест железный. На колокольне было 8 колоколов, 1-ый колокол 64 пуда 24 фунта. Из описания ограды церкви следует, что она была на фундаменте из дикого камня, с кирпичными оштукатуренными столбами, покрытыми крашенным тёсом. «Между столпов деревянные решетки, окрашенные зеленой краской с большими створчатыми воротами деревянными на западной стороне и с малыми с северной и южной сторон. В этой ограде, с правой западной стороны сторожка деревянная, в две сажени длиной и в две шириной, при оной сени в сажень, крытые тесом с одним окном».

Рядом с храмом сохранился древний некрополь, на котором насчитывается около десятка каменных надгробий. Сквозь мхи ещё можно прочитать полустёртые надписи. «Здесь погребено тело иерея Иоанна Вларионовича Истомина…», — гласит одна из них на надгробии близ алтаря храма. В «Русском провинциальном некрополе» упомянуты захоронения Завалиевского Василия Степановича, полковника (род. 4 августа 1796 г. – сконч. 14 октября 1848 г.) и его супруги Завалиевской Наталии Григорьевны (род. 1801 г. – сконч. 3 августа 1865 г.). Остальные надгробия, высеченные из дикого камня можно датировать XVIII-XIX вв. При храме через дорогу существует и второй некрополь. Он появился позднее первого, когда тот был переполнен. На нём так же уцелели старые захоронения.

Последним священником храма с. Заборовье служил иерей Виктор Воронов. Виктор Иванович Воронов родился в Вышнем Волочке 10 марта 1889 г. В 1923 г. его рукоположили во священника. Вскоре после рукоположения его арестовали и приговорили к пяти годам заключения за неуплату налога. Но отец Виктор подал обжалование, где указал, что он беден до чрезвычайности. Выяснив, что он в действительности не обладал никаким имуществом, приговор отменили.

В храме с. Заборовья, в то время уже Есиновического района, отец Виктор стал служить в 1930 г. Сюда он переехал вместе с женой Александрой Фёдоровной и двумя сыновьями. В 1936 г. власти снова арестовали священника и обвинили в том, что он ведёт записи рождений и смерти прихожан. На этот раз отец Виктор был приговорён к штрафу.

Последний арест священника состоялся 15 ноября 1937 г. Его заключили в тюрьму Вышнего Волочка. Обвинение утверждало, что священник пытался устроить в Заборовье антисоветскую демонстрацию, а также распускал слухи о том, что скоро будет война и советская власть погибнет. Все обвинения священник отверг.

27 ноября Тройка НКВД приговорила священника Виктора Воронова к расстрелу. Приговор привели в исполнение 29 ноября 1937 г. Волна прокатившихся по району в 1937-39 гг. закрытий храмов смела с лица земли и Заборовский приход.

Но храм не забыли люди: несколько икон в углублении в стене и огарки свечей говорят о том, что сюда ходят не только любопытные. Новый владелец той самой лыжной базы, что расположилась в нескольких десятках метров от храма, Олег Анатольевич Меньшиков решил восстановить храм. Верующие готовятся зарегистрировать новый приход. Так что история заборовского прихода продолжается…

Денис ИВЛЕВ


Навигация

Система Orphus