По благословению Высокопреосвященнейшего
митрополита Тверского и Кашинского Саввы

Троицкие престолы Тверской земли


Почитание Пресвятой Троицы на тверских территориях расширялось от средневековья до наших дней

Названия храмов давались нашими предками, разумеется, не «из головы». Но в выборе названий для новых престолов в старой России ни местное духовенство, ни даже епископы не были полновластными хозяевами. Часто можно наблюдать, как названия церквей соответствуют вкусам и церковным привычкам тех или иных социальных слоев, местным особенностям той или другой земли, желаниям какого­то богатого и влиятельного заказчика.

Были предпочтения, так сказать, «общие». Невероятная популярность святителя Николая Мирликийского в средние века привела к тому, что 80 процентов погостов на территории Ржевского или Бежецкого уездов в XVII веке были или непосредственно посвящены «русскому богу» Николе или имели в его честь придельные престолы. Понятно, что других храмов было гораздо меньше, хотя престолы в честь Параскевы Пятницы, Успения, Спасителя были также весьма распространены.

Троицкие храмы – это особая страница в истории Русской церкви. Это посвящение редко до XIV века. Единственное значимое исключение – Троицкий собор в Пскове, основанный едва ли не равноапостольной Ольгой. Но в других городах и землях храмы с посвящением одному из главных православных праздников единичны.

Перемены наступают в конце XIV века и связаны с основанием и ростом авторитета на Руси Троице­Сергиева монастыря. Осознание значения преподобного Сергия современниками лучше всего иллюстрирует именно рост Троицких храмов. С середины XV столетия они становятся не только свидетельствами почитания «игумена земли Русской» в разных регионах Руси, но и знаком особой милости к тому или иному храму со стороны московской церковной верхушки. Для Москвы Троице­Сергиев монастырь стал знаменем столичного влияния в церковной сфере по всей Руси. Посвятить Троицкий престол в провинции означало тогда показать особое уважение к столичной церковной власти.

Первые Троицкие храмы в наших землях появились в XV веке и как раз в тех селах, которые непосредственно были вложены вотчинами в Троице­Сергиев монастырь. В 1430­х гг. Троицкий монастырь приобрел две первые вотчины на территории современной Тверской области – село Присеки под Бежецком и село Медное на границе земель Торжка и Твери. В обоих селах в храмах появились Сергиевские престолы, а в Присеках – и Троицкий престол. Вообще часто в храмах, непосредственно связанных с Троице­Сергиевым монастырем, бывало так, что один из престолов бывал Троицким (обычно главный), а придельный – во имя преподобного Сергия Радонежского.

Число вотчин у Троицкого монастыря возрастало в XV–XVI вв. в геометрической прогрессии, соответственно с ними росло и число Троицких престолов.

Еще до присоединения Тверского княжества влияние Троице­Сергиева монастыря и почитание святой Троицы распространяется и на Тверь. Одним из самых значительных Троицких храмов на исконной тверской территории стал Троицкий Калязин монастырь. Основанный преподобным Макарием Калязинским (святым, общерусское значение которого было признано на церковных соборах раньше всех других тверских святых), этот монастырь был под особым покровительством глав Русского государства и Русской церкви. Посвящение главного монастырского храма Святой Троице было, разумеется, не случайным. А монастырский собор, возведенный в камне в 1521 году, был (до разрушения в 1938 году) старейшим Троицким храмом на территории Тверской губернии.

Вторым таким монастырем, основание которого знаменовало утверждение Москвы на глухих пограничных землях, стал Троицкий Селижаров монастырь. Его каменный Троицкий собор, выстроенный едва ли намного позже собора Макарьева монастыря, был выстроен на месте и на основании прежнего храма в конце XVII века. Увы, он также не пережил советского времени.

Конечно, не увидеть влияния Москвы в посвящении старейшей сохранившейся Троицкой церкви на Тверской земле – почитаемого и любимого в Твери собора Белая Троица – невозможно. Возведенный в 1563–1564 гг. этот храм очень скоро (уже через два десятилетия) был подарен вместе с большой городской территорией Троице­Сергиеву монастырю его основателем Гавриилом Тушинским. Тушинский был московским купцом, поселенным в Твери, выбор им посвящения престола для нового храма выглядит совершенно ожидаемым. Не исключено, что строитель предполагал подарить Белую Троицу обители преподобного Сергия с самого начала.

Не следует думать, что таким посвящением как­то стремились «унизить» традиционных местных святых. Точно так же тверские выходцы, оказавшиеся в других землях Руси, старались не забывать о своих корнях и своих святых.

В XVIII–XIX вв., когда ни о каком материальном или административном влиянии Троице­Сергиевой лавры не могло быть речи, Троицкие престолы продолжают активно основываться в новых городских и сельских храмах. В этот период почитание Троицы не связано уже с какими­то особенностями местного почитания тех или иных святых или праздников. Это свидетельствует, в первую очередь, о том, что со всех концов Руси шли паломники в обитель преподобного Сергия и, пораженные ее красотой и величием, стремились оставить в своих приходских храмах хотя бы частичку великой общерусской святыни.

Павел Иванов
 

Навигация

Система Orphus