По благословению Высокопреосвященнейшего
митрополита Тверского и Кашинского Саввы

Церковь в честь Пророка и Крестителя Иоанна Предтечи в Ширкове

 


На высоком крутом берегу озера Вселуг, что в Пеновском районе Тверской области, стоит деревянная ярусная церковь Рождества Иоанна Предтечи. Она была построена на средства прихожан при Петре I и Патриархе Адриане в 1694 году. 

В этом году одному из интереснейших образцов древнерусского храмового зодчества исполнилось 325 лет.

Самый знаменитый в настоящее время церковный приход в Пеновском районе известен, конечно, в первую очередь, великолепным деревянным храмом Рождества Иоанна Предтечи, не имеющим аналогов в России. Чудо, что деревянный храм вообще уцелел, несмотря на полную трагических перипетий историю района. Тем более замечательно, что до наших дней дошел настоящий шедевр зодчества.

Об особенностях архитектуры ширковского храма немало написано. Сейчас не вызывает сомнений, что тип башнеобразного храма в XVI-XVII веке был широко распространен. Несколько десятков таких храмов стояло в конце XVI века только в одном Ржевском уезде. Два из них известны по рисунку на иконе преподобного Нила с видом Ниловой Пустныи (2 четверть XVII века). Но - в числе тех храмов еще не было ширковского. Первое упоминание о Ширковом погосте относится к 1624 году: «Погост Ширковский у озера Вселука, а на погосте церковь Рожества Иоанна Предтечи древяна клецки, а в церкви образа и свечи и книги и всякое церковное строение приходских людей. А на погосте ж во дворе поп Никита Васильев, во дворе церковный дьячек Архипко Яковлев, во дворе просвирница Марьица Лукьянова дочь». В 1630-х годах священник был уже новый - Тимофей Степанов сын Октушов, известный, в том числе, по Синодику Ниловой Пустыни, в которой он перед смертью принял постриг с именем Тихон.

Прямо у стен погоста шла торговая дорога из Новгорода в Торжок через Старую Руссу. Нельзя сомневаться, что именно здесь пролегал путь ратников Михаила Скопина-Шуйского, в 1609 году освободивших от осады Троице-Сергиев монастырь и едва не прекративших Смуту на Руси на несколько лет раньше похода Минина и Пожарского. Поэтому предание об основании храма на месте победы над поляками и литовцами не выглядит невероятным.

Однако храм здесь мог стоять и до Смуты. В этом случае он основан не раньше 1590-х годов, как и другие церковные приходы в районе (Андреевское, Хвошня, Отолово). Еще одна история о его основании гласит, что на месте погоста было чудесное явление святого Иоанна Предтечи, который повелел остановившимся на отдых на берегу озера Вселук купцам из Холма оставить здесь икону Иоанна Предтечи, которую они везли с собой. Для иконы и был выстроен храм. До советского времени две древние иконы Иоанна Предтечи (в так называемой «ангельской» иконографии Предтечи - с крыльями как у ангела) хранились в храме. По описанию протоиерея Владимира Успенского, они вполне могли быть написаны во второй половине XVI века.

Нынешний храм - скорее всего второй от основания погоста. Он построен в 1694 году (в 1697 году установлен иконостас, и эта дата иногда встречается как дата постройки храма) при священнике Кирилле Авдееве, дьячке Семене Сазонове, уже известном нам по Новосоловецкой пустыни пономаре Парфении Авдееве и просвирнице Акулине Федоровой. Как было обычно в те времена, священник Кирилл Авдееев сначала был дьячком (в 1678 году числится в дьячках), а в 1690 году он был рукоположен во священника. Брата его, пономаря Парфения (в иночестве монаха Петра) можно уверенно записать в число плотников, рубивших церковь - человек, который мог почти в одиночку строить на острове в преклонных уже годах монастырь, явно умел хорошо обращаться с плотницким инструментом…

Благотворителями постройки выступили окрестные помещики, в частности, Мирон Акимович Панафидин: на его средства был устроен иконостас. А среди благотворителей более раннего времени следует назвать помещика Ивана Павловича Лошакова, который вложил в церковь в 1637 году хранившееся в ней до 1950-х годов напрестольное Евангелие…

Трехярусная деревянная церковь имеет общую высоту сорок пять метров. Но внутри сложная конструкция срубов видна лишь с чердака: в интерьере храма плоский потолок призван задерживать тепло. В интерьере сохранились только тябла (полки для икон) конца XVII века, сами же старинные образы все исчезли в 1950-1970-х гг.

История здешнего церковного прихода мало примечательна. Усадеб в приходе не было, но население было очень многочисленным. В 1901 году всего прихожан было 2692 человека. Возможно и это отчасти спасло древний храм: смысла расширять деревянную церковь не было. Надо было строить большой каменный храм. Его и возвели, назначив подушный сбор среди всех прихожан и собрав за шесть-семь лет нужную сумму. У деревянной ширковской церкви длинная реставрационная история. Впервые ее зарисовал А.А. Виноградов в 1877 году. В 1903 году храм обмерили и тогда же сфотографировали (В.А. Щуко, Л.Л. Шретер, Н.Е. Лансере). Тогда же прихожане начали строительство каменной церкви с теплыми приделами по проекту тверского епархиального архитектора А.П. Федорова (один из лучших проектов этого архитектора).

Трехпрестольный храм (главный престол во имя Рождества Иоанна Предтечи, южный - Рождества Христова, северный - Богоявления) был освящен в 1915 году. Тогда погост принял современный вид. Деревянную же церковь до революции 1917 года отреставрировать не успели.

И.Э. Грабарь, помещая фотографию церкви в послевоенное переиздание своего альбома «История русского искусства», писал о деревянном храме Ширкова погоста в прошедшем времени - он не мог поверить, что храм, после всех безбожных акций, да к тому же находившийся на линии фронта, мог сохраниться. Но случилось невероятное: храм уцелел. Архитектор А.В. Ополовников в 1960 году вновь «открыл» его для русского искусства. Правда, неспешная советская реставрация едва не погубила наш шедевр. Рухнула глава, была разобрана (без обмера!) колокольня 1830-х годов, а реставрационные леса, стоявшие вокруг здания много лет, привели к резкому ускорению разрушения сруба. Если бы не дощатая обшивка 1876 года, может быть не такая эстетичная, но принявшая на себя главный удар сырости от лесов, возможно, реставрировать стало бы уже нечего. Но, к счастью, со сменой подрядчика в 1974 году (им стал Осташковский реставрационный участок) к 1977 году реставрация все же завершилась с полной заменой нижней части сруба и воссозданием утраченной еще в начале XIX века галереи-гульбища.

 


Навигация

Система Orphus